Роль спелеологии в становлении личности студента туристского ВУЗа

Иващенко С. О., Макаров В.М.
Тульский филиал Российской Международной академии туризма, г. Тула

Одним из видов спортивно-оздоровительного туризма является спелеология. Это специфический и многогранный вид деятельности. Посещение пещер может происходить с несколькими целями: экскурсионно-познавательными, научно-исследовательскими, профессиональн-прикладными, спортивно-оздоровительными и т.д. Кроме того, работа под землей сопряжена с целым рядом опасностей — обвалы, падения в колодцы, возможность застрять в узостях (шкуродерах), вероятность заблудиться в лабиринтах и т.д. Наконец, это влияние клаустрофобии. Все это создает сильное психологическое воздействие — стресс. Чтобы его преодолеть, необходимо постоянно прикладывать усилия - бороться со своими страхами, укреплять веру в надежность снаряжения, страховки, правильного выбора маршрута. На этом фоне люди со слабой психикой, не уверенные в себе, либо быстро уходят из спелеологии, либо приобретают новые психические качества, закаливаются, обретают уверенность, физически крепнут, совершенствуются, что ведет к формированию гармонично развитой личности.

Наиболее показательными личностными качествами при длительном занятии спелеологией является чувство ответственности. Все спелеологи (равно как и люди других экстремальных увлечений) отлично знают, что от их действий, или бездействий, напрямую зависит жизнь и здоровье других участников похода. Из этого качества логично развивается чувство взаимопомощи и взаимовыручки, которые в дальнейшем перерастают в чувство дружбы. После спелеопохода, как правило, все его участники становятся друзьями. Это очень важно при становлении личности молодых людей. Дружба, проверенная в тяжелых и опасных условиях, делает их уверенными в себе своих товарищах, позволяет снять психологическоедавление обыденной жизни, придает жизнерадостность, уверенность в завтрашнем дне, делает их терпимее к другим людям.

Кроме того, у спелеологов развиваются такие качества, как предусмотрительность и логика действий. В экстремальных ситуациях счет может идти на секунды и не предусмотренный или забытый элемент снаряжения (карабин, нож, запасные батарейки и т.д.) может значительно осложнить ситуацию, вплоть до аварийной. Когда на карту поставлена жизнь и здоровье людей, такая забывчивость может дорого обойтись. Поэтому после осознания ответственности за себя и своих товарищей приходит чувство предусмотрительности. При этом и в обычной жизни люди становятся общительными, совершают взвешенные и обдуманные поступки.

В этом контексте рассматривается и такое качество личности, как этика действий. Бесцельные действия в пещерах (ломание сталактитов, крики, баловство и т.д.) могут привести к плачевным результатам. Поэтому, со временем, спелеологи становятся этически выдержанными людьми и не позволят ни себе, ни другим, наносить урон природе, писать на стенах и т.д.

Все вышеперечисленные качества приобретаются молодыми людьми в процессе занятий не только спелеологией, но и другими «адреналиновыми» видами туризма и спорта, но только в спелеологии (в условиях изоляции в пещере от внешнего мира) они обостряются и очень быстро развиваются При этом склонность к риску отступает на задний план, уступая место чувству исследования нового, интересу первооткрывателя. Развивается инициативность.

В заключение необходимо сказать, что для становления личности студента туристского ВУЗа, занятие спелеологией развивает максимальный набор качеств, так необходимых в формировании гармонично развитой личности. В будущем из таких людей получаются ответственные, спокойные, предусмотрительные, инициативные руководители туристских групп и объединений.