Дневник похода Урал-2004
Участники
  • Иващенко Сергей (Руководитель)
  • Рыбин Александр (Зам. Руководителя)
  • Дубовенко Павел (Зав. Хоз.)
  • Юровский Олег (Летописец)
  • Слепцов Сергей (Фотограф)
  • Ланин Станислав (Медик)
  • Константинов Павел (Рем. мастер)
  • Сотников Александр (Эколог)
7 февраля
Отъезд из Тулы в Москву прошёл без происшествий. Немногочисленные провожающие бодро помахали нам ручкой и мы поехали на эл. поезде в 15.35..В Москве нас встречали. Юровский, впрочем , немного опоздал. Без приключений сели в поезд Москва-Абакан. Наша дорога в паровозе достойна отдельного описания. Впрочем всё прошло без мордобития.
8 февраля
Утро для некоторых из нас было мрачно. Тем не менее в Пермь мы прибыли точно по расписанию в 20.20.м.в..На платформе нас опять встречали. Зазвучали слёзы радости и всхлипы поцелуев. Нам сразу сообщили, что поезд Пермь- Соликамск перенесли на 3 часа раньше и мы на него не успели. По этой причине нам предлагалось поехать к Ланину домой и там заночевать. Этого я больше всего и боялся. Вечером провели совещание и решили ехать на первой электричке в 4.35. до Чусовской, а там пересесть на следующую до Кизела и ехать до ст. Усьва. Таким образом, мы постановили начать работу с пещер в р-не пос. Юбилейный.
9 февраля
Всё, что спланировали вечером мы в точности исполнили. Правда произошла заминка с отъездом в Юбилейный. Дело в том, что мы пропустили автобус. По этой причине поехали на попутке. В 13.00 были на начале тропы в лес. Погода отличная и тропа очень хорошая. Дошли до входа в пещеру Геологов-1 и там поставили палатки. Покушали и без промедления ,разделившись на два отделения по 3 человека, пошли на штурм пещеры Геологов-1. В лагере остались дневальными Ланин и Юровский. Штурм проходил по плану. Отделение Иващенко провесило навеску в колодец 17 метров ,а отделение Дубовенко занималось топосъёмкой. Штурм пещеры занял 4 часа. Начали в 16.00 –закончили в 20.00. Провели ужин и совещание. Решено было по утру идти на штурм Геологов-2.
10 февраля
Подъём перенесли на час позже. Поднялись в 9.00.Позавтракали и в 11.30 вышли на пещеру Геологов-2. Тропа очень хорошая и поэтому добежали очень быстро. На входе были уже в 12.00. Топосъёмку проводит вначале Константинов. Двигаемся двумя отделениями по три человека. Отделение Иващенко пошло вниз по течению ручья ,а отделение Дубовенко вышло по верхним шкуродёрам в цепочку верхних залов .Через 1 час мы состыковались и продолжили работу далее вместе. Залезли в засифонную часть. В этом году нам крупно повезло. Уровень подземных вод во всех пещерах был очень низким и оба сифона в конце длинного шкуродёра оказались открытыми. Благодаря этому мы впервые за последние 5 лет попали в дальнюю часть пещеры. Пройдя по длинным меандрам вышли в самый дальний край. Здесь расположен зал с сувенирами от предыдущих групп. Это самый конец пещеры. Время нас уже поджимало, поэтому кабаньим скоком полетели на поверхность. По дороге быстро перекусили на площадке П.Б.Л.. Вышли на поверхность в 19.30 и по морозцу добежали до лагеря в 20.00.. На этом наш рабочий день не закончился.

По приходу на базу перекусили и вышли на штурм пещеры Ребристая. Пещера не сложная за исключением входного шкуродёра. Здесь не всякий сможет пролезть. Меандрововидный шкурник извивается под острым углом и приходиться переворачиваться с одного бока на другой. В остальном дырка не большая и не интересная . Работали всей толпой. Закончили через 2 часа. Пока поели и уложились в палатки было уже 24.00.

11 февраля
Подъём сегодня после вчерашнего дня был просто издевательством над телом и духом. Чтобы успеть на единственный автобус пришлось вставать в 4.00. Муки наши были неимоверны. Но мы вовремя вышли на дорогу и в 8.00 спокойно уехали на рейсовом автобусе. Доехали обратно до Усьвы и на эл. поезде доехали за 45 минут до Губахи товарной. Далее пешком мимо симпатичного горнолыжного курорта на горе Крестовая пошли в Ладейный лог. Дорога была не сильно в гору и мы не напрягаясь дошли до пещеры Обвальная за 3 часа. В лесу нам опять повезло. В этом году здесь проходит лесовозная дорога. Поэтому тропить не пришлось. Но предыдущим днём и переходом мы были измучены. Пока поставили палатки и сварили обед, наступил вечер. Штурмовать пещеры решено завтра. Посидели у костра, попели песни и пошли спать.
12 февраля
Подъём провели как ни странно вовремя. Наверное почувствовали ответственность этого дня. Градусник на часах показывает 12 мороза. К примеру утром предыдущего дня было 17. Долго собирались и только к 10 часам вышли на штурм пещеры Обвальная. Это казалось бы не глубокая дыра ( входной уступ –5 метров, а единственный колодец –25 метров) имеет 2 а к.с.. Надо сказать, что есть за что. На штурм нас вышло 5 человек. Трудности начались, когда прошли не длинный перелаз из центрального входного зала и дошли до шкуродёров. Это очень узкие и не удобные «калибры». В них конкретно «клинит» конечности и грудные клетки. К тому же первый «шкурник» горизонтальный, а второй вертикальный. В нём приходится проходить на левом боку. При этом тело вклинивает в узкий низ шкуродёра. В общем пройти смогли только четверо. На это ушло 1.5 часа . Далее провесили навеску на К.25 и без осложнений спустились и поднялись.

На дне пещера представляет из себя цепочку залов, образовавшихся на месте тектонического разлома. Есть несколько лазов в глыбовых завалах, но они тупиковые. Без особых усилий прошли обратно "калибры" и в 14 .00 были в Н.Б.Л.. Здесь наши товарищи сидели в компании с геологами, которые искали в окрестностях нефть (безрезультатно). Покушали и даже немного отдохнули. Собрались и вышли на штурм пещеры Всероссийская в 16.30..Начинало смеркаться. В таких потёмках мы и не заметили, что лесовозная дорога ведёт нас в другом направлении. Спохватились мы через 1 час. Пришлось возвращаться обратно. Совсем стемнело, и мы брели с фонарями. В такой обстановке Слепцов «пролялял» из мешка «коногон» с ремнём. Пришлось ему отдавать запасной свет. Наконец мы нашли свою ошибку в дороге и в 18.30 были у входа в пещеру. Переоделись и спрятали вещи в сугробах. На штурм собралась вся группа-8 человек.

Пещера представляет собой длинный, перекрытый во многих местах пробками, миандровый водоток. Высота проходов достигает 15-20 метров, а ширина бывает по 30-40 сантиметров. По ходу движения идут цепочки залов. Есть очень живописные места. Например озеро . Здесь же располагается очень хорошее место для перекуса. Что мы и сделали. С набором глубины пещера становилась шире, а потолки ниже. Прошли несколько развилок и вышли в огромный зал. Его ещё раньше назвали «Зал Титанов». Размеры этой обвальной полости просто впечатляют. Здесь мы свернули налево и пошли по нехоженым местам. Преодолели колодец 18 метров и спустились в тупиковый зал. Попробовали пройти на верх , но ничего не получилось. Тогда вернулись обратно к « Титанам» и пошли до уже известного нам дна. Преодолели колодцы 20 и 15 метров и даже спустились в «шклёву» глубиной 15 метров. Раньше мы в неё не лазили и оказывается здесь настоящее дно пещеры.

На дне ничего хорошего не обнаружили. Посетителей в этом месте не много. Покричали традиционное "Ура!!!" и начали подъём на поверхность. На половине пути на озере неплохо поужинали. Время приближалось к 22.00. Подъём на поверхность прошёл без происшествий и в 22.45 мы были опять среди снегов. Дорога до лагеря заняла всего 20 минут и в 23.30 мы вовсю кипятили чай и ели сало. Далее планы стали складываться следующим образом.

Я предложил "хреначить,хреначить, хреначить до пещеры Маринка, а потом поспать 2 часа и хреначить , хреначить ,хреначить в пещере, потом отдохнуть1 час и хреначить обратно." Коллектив меня не поддержал... Пришлось спать до утра и поехать до Перми.

13 февраля
Встали в 8.30 и спокойно собрались. Поели и не спеша вышли на ст. Верхняя Губаха. За 2 часа совершенно не торопясь дошли до ж.д..Подождали Эл. Поезд и 12.20 уехали до Чусовской.Здесь пересели на Пермский мотовоз и в 17.00 ( по Москве) были в Перми.Далее активная часть похода закончилась и начался отдых. Пожалуй стоит упомянуть о проблемах с билетами и на следующий день проведённой экскурсии в краеведческий музей.Вернулись в Тулу через Москву 15.02.04 г. Воскресеньем.
Справочные данные
Подробная нитка маршрута: Пермь - ст.Усьва - пос.Юбилейный - пещ.Ребристая(1к.с.) - пещ.Геологов-1(1к.с.) - пещ.Геологов-2(2а к.с.) - г.Губаха - Ладейный Лог - пещ.Обвальная(2а к.с.) - пещ.Всероссийка(2а к.с.) - г. Губаха – г. Пермь.