Дневник похода Урал-2003
15 марта
Отъезд из г.Тула провели в 18:00 на автобусе Тула-Москва с автовокзала. Без проишествий доехали до Москвы и на метро добрались до Ярославского вокзала. Здесь нас встретил Шаповалов с валенками. Проводы были недолгими. Наш поезд уходил в 0:45. В вагоне очень чисто и тепло.Всё-таки, фирменный поезд – это вещь! Без проблем погрузились и поехали.
16 марта
Ночь прошла без проишествий. Вечером (в 19:30 по-местному) прибыли в Пермь. Здесь нас встречал «комитет по встречам»: Ланин, Мухтосаров, Разумов. В лучших традициях предыдущих поездок мы отпробовали пермского пива и поехали к Стасу в гости. Дома нас ожидали Наташа с Данилой, а также полная кастрюля борща. Долго сидели, вспоминали былые подвиги.
17 марта
Поднялись в 6:00 и на автобусе добрались до электрички в 8:15 на ст.Углеуральскую. Ехать 3.5 часа. Пересели на автобус. Далее пешком до ст. Половинка. Были там около 13:00. Решено не оставаться здесь на ночёвку, а выйти к п.Тёмная и встать лагерем там. За 1 час добрались до пещеры, по дороге нас даже подвёз автобус. Погода отличная. Солнце, -5С. Протоптали тропу до пещеры, поставили палатки. Пообедали и в 18:00 легли отдохнуть. Спали недолго. В 22:00 уже собрались и вышли на штурм п.Тёмная до новой части.

Вход в пещеру представляет собой провал 5м под скальным выступом на дне карстовой воронки. Спуск свободным лазаньем. Далее система наклонных ходов и выход (спуск) в Центральный зал. Здесь возможно идти скалолазаньем или повесить верёвку, благо крючьев много. Ребята из Перми пошли скальником, а мы вчетвером - SRT. Далее, на дне зала на площадке ПБЛ мы разделились. Пермяки, не захотев связываться со снарягой, пошли в обход по шкуродёрам, а мы провесили колодец 30м навеской и стали спускаться. На дне встретились. Несколько раз сфотографировались и начали подъём наверх, только группы поменялись местами. Ланин пошёл SRT, а мы по шкуродёрам. Всё прошло без проишествий и в 4 часа ночи мы вышли на поверхность. Собрали лагерь в вышли на ст.Половинка. Погода резко менялась. Дул сильный ветер, -24C. Еле добрались до станции.

18 марта
Пришли на Половинку в 6:30, стали ждать поезд в 8:30 на Губаху. Все сильно хотят спать, ходят как зомби. В поезде тоже чуть не проспали. И только -20С снаружи нас слегка взбодрили. Взошло солнце и начало теплеть. Прошли по Ладейному Логу до водонасосной станции за 1.5 часа и тут нас постигло разочарование.Дороги до п.Обвальная не было. Проглядывалась тропа, по ней мы и пошли. Двигались неспеша и за час дошли до Обвальной. Принялись топтать площадку под стоянку и ставить палатки. Пообедали и примерно в 15:00 легли спать. Рассчитывали встать в 21:00 и выйти на штурм Обвальной, но проспали.
19 марта
Проснулись в 9:00. Мы проспали 18 часов! Ребята из Перми собрали вещи и поехали домой, а мы собрали снаряжение и в 11:00 вышли на штурм п.Всероссийская. За 45 минут дошли по тропе до входа.

Вход находится на бугре в лесу в промоине дна карстовой воронки. Переоделись и начали штурм. С собой имели комплекты SRT, В30, В5, а также перекус и газовую горелку. Спуск в пещеру проходит по узкому ходу меандрового типа с множеством каменных пробок и высотой 5-10 метров. Много уступов, которые проходятся свободным лазаньем. Через 40 минут вышли на озеро, там оставили еду и лишнее снаряжение. Через озеро прошли в распоре и далее сразу вешали В5. После этого уступа ход расширяется и далее переходит в цепочку залов шириной 10-20 метров и высотой до 10 метров. Дошли за 30 минут до развилки свернули налево. Здесь нашли площадку ПБЛ и стол. Продолжили движение. Ход снова сузился и начал уходить вверх. С нижней страховкой прошли 2 уступа высотой до 15 метров и уткнулись в непроходимый шкуродёр. Чувствуется, что поверхность близко, но вход завален. Шли до этого 1 час. Повернули обратно, вышли на развилку. Теперь пошли по правому рукаву. Вышли в зал Титанов и просветили дальше стены. Обнаружили проход, но времени не оставалось. Свернули направо и по водотоку вышли к «Раздевалке». Здесь одели SRT и начали спуск в колодец. Глубина первого уступа 17 метров, второго – 10. Неожиданно на дне обнаружили продолжение. Видимо, его пробили кувалдой в полу нижнего зала. Видно следующий колодец глубиной около 20 метров. Этого у нас в планах не было и верёвки лишней мы не взяли. Пришлось поворачивать обратно. За 2 часа дошли до озера и пообедали. Вышли на поверхность и в 21:00 были в лагере. Штурм занял 7 часов.

20 марта
С утра решили пойти в п.Обвальная, но погода ипортилась. Пошёл сильный снег и замёл всю тропу. В связи с этим обратный путь до станции мог занять гораздо больше времени. Поэтому уже в 9:00 группа собралась и вышла на ст. Верхняя Губаха. За 4 часа мы всё же успели дойти и даже сварили там обед. На поезде в 15:00 поехали в город Кизел (ехать около часа). Там пересели на автобус, но перепутали маршруты и совершили вынужденное путешествие вокруг Кизела. Затем всё наладилось и мы доехали до пос. Северный. Цель нашей поездки – пещера Кизеловка.
(текст утерян)
21 марта

поверхность. В 8:10 на автобусе доехали до г.Кизел и на электричке в 9:10 Березняки-Углеуральская до Углеуральской. В 10:40 отходит электричка Углеуральская-Пермь. Доехали до Перми и в 15:00 уже стояли в очереди за билетами до Москвы. В 17:00 взяли билеты и отправились к Стасу Ланину. Весь вечер гостили у него. Помылись, поели и поехали осматривать город. Отбой провели в 0:00.
22 марта
Поднялись в 7:00, попрощались с семейством Стаса. Наш поезд около 12. Приехали загодя на вокзал. Там нас провожали Юнус и Дима. Сели в поезд и поехали в Москву.
23 марта
В Москву прибыли в 12:45 на Ярославский вокзал. В 13:45 сели на электричку до Тулы и за 3.5 часа доехали. Здесь наша группа разошлась по домам.