Дневник похода. Пинега, декабрь 2013г
Участники
  • Иващенко Сергей (Таксист)
  • Константинов Павел (Пашарра)
  • Ефимова Ольга (Оля-Оленька)
  • Никита Горшков
  • Аня Макарова
22 декабря
Рано утром мы все собрались на службе у Таксиста, погрузились в машину и в 5:30 выехали в Москву. В 8:00 приехали к Устину. Тут машину оставили, пообнимались и поговорили с Устином и в 8:30 на метро от Профсоюзной поехали на Ярославский вокзал. За полчаса до отправки погрузились в поезд. Пол вагона - дети, едут на встречу с Дедом Морозом. В 10:05 тронулись. 19:00 Вологда. Идёт дождь.
23 декабря
В 6:30 прибыли в Архангельск. На улице +1, хлопьями идёт снег. Рядом с вокзалом нас ждал Николай с автобусом, в 6:45 мы выехали. По дороге он завёз нас в столовую, где мы позавтракали. В 11:00 были на повороте с трассы на заканик "Железные Ворота". Тут мы встретили Александра Семёновича. Он на "собаке" поехал вперед, чтобы обозначить дорогу. В 11:30 мы встали на лыжи и поехали за ним. Аж метров 300. Жара, снег мокрый, липнет к лыжам. Пришлось снять и тащить на себе. С 14:00 до 15:00 устроили обед. Наварили на Jet boil'е кипятку, поели, попили чаю. А.С. не выдержал, вернулся, сказал, что прошли мы меньше половины пути. На собаке забрал рюкзаки девчёнок. А мы засунули лыжи в сугроб рядом с дорогой и побежали. К 17:00 пришли к базе. Тут 4 избушки и баня. А.С. встретил нас чаем и борщём. В домике жара от печки. Мы все поужинали, А.С. рассказал нам про пещеры. Отбой в 21:00.
24 декабря
Встали в 8, позавтракали, собрались. В 10 вместе с А.С. вышли искать входы в пещеры. 300 метров по дороге, потом влево по дуге вышли к Музейной. Немного вернувшись, сходили к гроту Киселёва. Потом мимо моста-арки Ломоносовской сходили к Хрустальной. Дошли до ещё одного входа в Ломоносовскую. Третий завален, дальше по пещере не пройти. Можно только от 2-го к 3-му по сифону, открывающемуся в низкую воду. Минимум воды в марте, таяние начинается только в начале апреля. Вернулись в лагерь в 12:00. А.С. переписал наши контакты и дал нам координаты нескольких пещер. Примерно в 12:30 вышли на поиск входов в Олимпийскую. А.С. выехал туда по дороге на "собаке". В конце этой дороги мы немного постояли, поговорили, попрощались и А.С. уехал обратно. А мы пошли дальше. По скальной стенке прошли мимо воронки с речкой, затем мимо воронки с обводнённым гротом и полезли вверх на хребтик. Перевалив через него и вернувшись немного назад нашли вход-грот "Арктика". В 14:00 двинулись дальше на поиски верхнего входа. Расстояние, судя по GPS, примерно 1км. За полчаса мы добрались до него и сразу повернули обратно. Начало немного подмораживать, на снегу корка. Налазившись по сугробам изрядно промокли. По своим следам вернулись в лагерь в 15:35. Сушились, варили обед и отдыхали. Часок поспали. В 19:00 встали, загидровались, оделись и в 20:00 вышли. До музейной добрались за 15 минут по протоптаной днём тропе. Осмотрели пещеру, вылезли в 22:00. В домике засиделись за ужином, спать легли только в час ночи.
25 декабря
Подъём в 9:30. В 11:35 вышли в Хрустальную. 12:00-12:40 были в пещере. Потом пошли в Ломоносовскую. Залезли в одну арку - много воды. Полезли в другой провал, просмотрели 3 дырки, хода нет. Пролазили суммарно час. Дёвчёнки пошли в домик, а мы на топу в Музейную. Вернулись в лагерь в 16:00, где нас уже ждал обед. Больше в этот день никуда не ходили, праздновали ДР Пашарры.
26 декабря
Как и днём ранее, встали в 9:30, вышли загидрованые в 11:35 в Олимпийскую. Добрались до грота к 12:40. Полезли прямо от спуска в грот по верхнему ярусу, потом вправо. Решили сначала исследовать верх, а потом лезть в глыбовый завал на входе на нижний ярус, но через "вправо" тоже вылезли вниз на реку. Сходили по течению до сифона. Вроде выход в завал перед сифоном с притоком. Пошли обратно. В 15:55 забравшись над водопадом, устроили перекус. Шли дальше против течения. Ход совсем сузился, думали как же быть дальше. Но опять же нашёлся ход направо, на животе в воде выползли и вылезли через верхний вход. В лагерь вернулись в 18:40. На улице +5.
27 декабря
Встали в 8:45. Позавтракав и собрав рюкзаки, в 11:45 мы покинули базу. В 13:45 дошли до места, где оставили лыжи. Дальше можно было ехать. 14:30-15:10 устроили обед. К 17:00 мы все на лыжах вышли к трассе, сняли их и потащились. В 19:00 пришли к развилке Пинега, сходили в магазин за хлебом-водкой и в 19:30 двинули в сторону Кулогор. Дошли до Кулогор, поднялись в деревню, сходили на разведку. В деревне встать негде. Перебрались за деревню, прошли по краю поля сверху входов в пещеры и встали в лесочке аккурат над К3. Время было 22:00, все вымотаны до предела. Моросит дождик. Зима. Заполярье. Самая ненужная вещь в этом походе - лыжи. Долго отпаивались чаем с бальзамом. Спать легли в час ночи. Ночью также шёл дождь.
28 декабря
Поднялись в 11:30, после предыдущего дня нужно было как следует отдохнуть. В К3 полезли в 14:00. На входе шкурник, чтобы пролезть, пришлось немного покопать и подолбить топором вмёрзшие камни. На вход таким образом ушёл почти час. Дальше мы 2 часа ползали, ползали, но так и не нашли ни выхода в "широкую часть", ни выхода в К2-К1. Вылезли, низом прошли до К1. Проползали там час. Потом пошли в К2. Минут 15 хватило, чтобы убедиться, что это такая же грязная узкая шклёва как и К1-К3. В лагерь вернулись в 19:00. Эх, не видать нам подземных озёр. Вероятно, надо было лезть через К20.
29 декабря
Встали в 5:30. Быстро собрали лагерь, попили кофейку и вышли на трассу у Кулогор в 7:30, откуда нас забрал автобус. В Архангельск приехали в 12. Сдали рюкзаки в камеру хранения на ж/д вокзале, пошли гулять. Видели в ларьке роспечати журнал с розовым гипсом, смеялись. Сходили в Северный морской музей. Помылись в бане. И сели в обратный поезд до Москвы.
30 декабря
Дорога домой. Еле успели взять последние билеты на экспресс до Тулы.
Справочные данные
Нитка маршрута: г.Тула - г.Москва - г.Архангельск - г.Пинега - заказник "Железные Ворота" - г.Пинега - п.Кулогоры - г.Архангельск - г.Москва - г.Тула.

P.S. Выражаем огромную благодарность Шадрину Александру Семёновичу (+7-911-595-95-29), встретившему, обогревшему, накормившему, рассказавшему и показавшему входы. Сомнительно, что без него мы бы нашли нужные пещеры в "Железных Воротах".